ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВСЕРОССИЙСКОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ

ПОЖАРНОЕ ОБЩЕСТВО

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Единый телефон службы спасения:

01 101/112
  • Pr
  • Vn
  • Zo
  • Oo
  • Yk
  • Pv
  • Er
  • Rk
  • Ps
  • Po

Спорт формирует характер, формирует личность.

Спорт, как явление, присутствует в общественной жизни каждого из нас и играет немаловажную роль. Стоит согласиться с тем, что спорт интересен не только с точки зрения техники, методов преподавания, но и как социальное явление. С осознанием этого появляется множество вопросов: как спорт влияет на социализацию личности, какую социальную функцию выполняет. На эти и другие вопросы мы попросили ответить тренера детско-юношеской сборной команды Калужской области по пожарно-спасательному спорту Сергея Валяева.

- Сергей Владимирович, расскажите немного о себе - где родились, учились, какое у Вас образование?

- Я родился и вырос в Калуге, окончил калужскую среднюю школу №3. После ее окончания поступил в Ивановское пожарно-техническое училище. Выпустился в 2001 году, это уже был Ивановский филиал Академии ГПС МЧС России, получил специальность «Техник по ПБ». Далее заочно поступил в Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, институт социальных отношений, в 2005 году успешно его закончил по специальности «Специалист по социальной работе», одновременно работая в пожарной части №13 г. Калуги на территории завода «КАДВИ».

На фото: Сергей Валяев - победитель зональных соревнований по ППС, 1996 год, г. Курск

- Как в вашей жизни появился спорт?

- Спортом я занимался серьезно. Увлекся пожарно-прикладным видом, когда в 13 лет пришел в юношескую секцию пожарно-прикладного спорта (далее ППС) в 1994 году, был победителем и призером Всероссийских юношеских соревнований, тренером тогда был Овсянкин Геннадий Юрьевич. В спортивном манеже на базе пожарной части в 1995 году впервые выступал в зональных соревнованиях в составе юношеской сборной, представляя Калужскую область. Так меня жизнь и связала со спортом, даже когда вырос, стал выступать в составе взрослой команды области по ППС. Когда детская команда осталась без тренера, мне предложили заниматься с юными спортсменами. Так в сентябре 2010 года я стал тренером детской команды юношей, а с 2014 года стал тренировать еще и девушек.

На фото: Валяев С. В. - 2001 год

- Сергей, не каждому дано быть наставником, почему Вы решили стать тренером?

- Мне предложили попробовать свои силы в тренерстве, возглавить детскую команду. Посчитал, что возраст 29 лет и накопленный личный спортивный опыт и достижения позволяли мне стать наставником юных спортсменов. К тому же, у меня уже был опыт тренерской работы – обучаясь на третьем курсе Академии, тренировал детей Ивановской области по ППС. К примеру, Логинов Альберт, еще юношей начинал заниматься под моим руководством и продолжил свою спортивную карьеру, став впоследствии рекордсменом мира по пожарно-прикладному спорту, обладателем мировых рекордов.

Старший инженер учебно-тренировочного полигона 1 ОФПС ГУ МЧС России по Калужской области, майор внутренней службы Валяев Сергей Владимирович за 12 лет тренерской работы воспитал не одно поколение юных спортсменов по пожарно-спасательному спорту. И их спортивные достижения, результаты детей являются лучшими показателями профессионализма тренера.

- За последние годы детская сборная Калужской области постоянно показывает стабильно высокие результаты на зональных и Всероссийских соревнованиях. Как же складывается дальнейшая судьба юных спортсменов?

- Основная задача тренера – это развитие способностей детей, подготовка ребят для последующего поступления в специализированные вузы МЧС России. Многие из спортсменов связывают свою жизнь с профильным ведомством. Татьянин Константин, обучаясь в Академии ГПС г. Москвы, успешно выступает на соревнованиях среди взрослых по ПСС за Москву. А начинал он свою карьеру в составе юношеской сборной Калужской области. И в этом году также есть кандидаты на поступление. Лазарева Дарья, Кабанова Евгения, Андрияшина Ирина и Рыбакова Карина за время нахождения в детской сборной команде области показывали отличные результаты на Всероссийских соревнованиях и приглашались в расширенный состав детской сборной Центрального Совета ВДПО.

- Скажите, Сергей, какую роль в развитии детского пожарно-прикладного спорта играет ВДПО? Вы ощущаете их заинтересованность, поддержку?

- Однозначно, да! Хотелось бы выразить огромную признательность за поддержку, финансирование и развитие детской сборной, которую оказывает ВДПО Калужской области. Все выезды на соревнования, успехи юных спортсменов, результаты стали осуществимы только при их поддержке.

- Сергей, как Вы считаете, какими качествами характера должен обладать сам наставник? Быть примером для своих ребят?

- Самое главное, я считаю, надо любить свое дело, самому быть увлеченным тем, чем занимаешься. Ну и конечно, тренер должен сам обладать умениями и навыками. Быть тренером – значит быть примером для них. Прежде всего, тренер учит не только техническим навыкам, по мере роста и взросления спортсмена как личности, наставник обучает каждого дисциплине, ответственности за команду, мотивации на результат, также неся ответственность за безопасность на тренировках и соревнованиях.

- Сергей, получается, тренер – это еще и воспитатель, и психолог?

- Занятия спортом учат многому – это приобщение детей к здоровому образу жизни, целеустремленность и здоровые амбиции, соблюдение режима сна и питания, это воля к победе, умение работать в команде. Моя задача - сформировать из каждого юного спортсмена целостную личность, тренировать ребят так, чтобы они понимали – в жизни, как и в спорте, не бывает все просто и легко.  По мере взросления юных спортсменов и их вступления во взрослую жизнь, я отпускаю их со спокойной душой, подготовленными к трудностям и испытаниям, со спортивной закалкой и морально стойкими ко многим соблазнам и искушениям. Бывают ребята, которые случайно попадают в секцию, такие не задерживаются, уходят. Но те, кто принимает спортивные правила, требования, остаются в нем навсегда!

- Да, каждый тренер должен быть для ребят еще и психологом. Мы начинали тренировать команды с шести человек юных спортсменов, а сегодня – это минимум шестнадцать – восемнадцать человек, ребят и девчонок. У всех разные характеры, воспитание, физические данные. И тут очень важна  поддержка единомышленников и понимание со стороны семьи, огромная работа проводится тренером именно с родителями и близким окружением ребят, которое также оказывает огромное влияние на спортивные достижения и профессиональный рост юных спортсменов. Родители видят и ценят то, какими дети становятся.

- Получается, Вы, как наставник, еще и готовите ребят к взрослой жизни в обществе, социуме?

- Убежден, что спорт для ребят - это социально важное явление. Занятия спортом оказывают влияние на межличностные отношения, учат взаимодействовать в социуме, формируют моду на здоровый образ жизни юношей и девушек. Обучение в секции пожарно-прикладного спорта – это прежде всего умение взаимодействовать в социуме на основе общего увлечения спортом, умение сплотить команду единой идеей, наполнить и вдохновить ребят стремлением к успеху, мотивировать и подарить веру в свои силы и возможности – это самая важная задача тренера. Занятия с детьми в секции пожарно-прикладного спорта решают широкий круг задач, начиная с укрепления здоровья подростков, отвлечения их от пагубного влияния улицы, это и участие в зрелищных соревнованиях различного уровня, дух азарта в состязании с сильнейшими лидерами, это защита чести команды своего региона и формирование патриотизма у юных спортсменов. У подростков успешно формируется спортивный характер, проявляющийся в соревнованиях и в жизни. Вся работа тренера -  это работа прежде всего с духом молодежи, их внутренним миром. Спорт формирует характер, формирует личность.